+7 (351) 729-89-86

Свадебные традиции в Армении

Армянская свадьба – это яркий, красочный праздник с соблюдением всех свято хранимых традиций передаваемых из поколения в поколение. В армянской семье, например, младший брат не может жениться раньше старшего брата, не допускается брак между двумя родными братьями и двумя родными сёстрами, между кровными родственниками, усыновлёнными детьми и кумовьями, а также запрещается брак армян с мусульманами.

Предпочтительней выбирать невесту из своего родного селения или города, в крайнем случае, из близлежащего населённого пункта. Заключать брак армянам разрешается не более трёх раз, причём жениться третий раз можно только на вдове. Конечно, нельзя утверждать, что все армяне неукоснительно соблюдают подобные традиции и запреты, есть случаи отступления от свадебных канонов, но тогда такие бракосочетания строго осуждаются обществом.

Издавна для Армении были характерны ранние браки. Девушка считается готовой к семейной жизни в возрасте 12-16 лет, а юноша – в 15-20 лет. Если девушку не брали замуж до двадцатилетнего возраста, её называли старой девой. По традиции жена должна быть младше мужа и разница в возрасте может составлять до 15 лет. Обычно армянин женится сразу после службы в армии, а девушка выходит замуж после окончания школы.

По армянской традиции основным фактором в создании молодой семьи считается сам свадебный процесс, а официальная регистрация – формальностью, которая проводится уже после рождения ребёнка. Если супруги, по каким-либо причинам остаются бездетными их отношения юридически не оформляются. Брак в армянских семьях считается нерушимым и разводы не приветствуются. Только супружеская измена может стать веской причиной для развода.

Основными сформировавшимися в давние времена свадебными традициями можно назвать «брак по сговору» и «похищение невесты». Ещё 30-40 лет назад эти традиции неукоснительно соблюдались, а в наше время они считаются старомодными, но всё же в некоторых районах Армении ещё существуют. 

Обряд армянского сватовства

Выбрав невесту, родители жениха готовятся к предварительному сватовству, без участия жениха. Свататься идут с посредницей из числа близких родственниц, в обязанности которой входит положительно описать жениха и получить согласие отца невесты на женитьбу. Пока посредница находится в доме невесты, жених в это время возле своего дома вешает большую ложку или расчёску, заявляя тем самым о своём намерении жениться. Основное сватовство происходило в заранее оговоренный с посредницей день. В дом невесты приходили родственники жениха по мужской линии вместе с посредницей, в некоторых случаях приходила и мать жениха. Стороны тепло приветствовали друг друга и заводили беседы на посторонние темы – о погоде, урожае, политической ситуации в мире, интересовались предпочтениями и жизненными приоритетами будущих родственников. В конце разговора сваты в игровой, иносказательной форме сообщали истинную цель своего визита и просили руки дочери хозяина дома: «Мы пришли, чтобы зачерпнуть горсть воды из вашей реки в нашу реку». Но даже если родители невесты были согласны на брак, предложение сватов не принималось сразу, и обряд сватовства мог повторяться не один раз. Посоветовавшись со своими родственниками и спросив согласие дочери, отец семейства говорил: «Пререкаться не будем, пусть наша горлица летит в ваш сад». Затем жених преподносил невесте кольцо и другие украшения, накрывали стол, и пили принесённое сватами вино.

Брак по сговору

В давние времена у армянского народа широко практиковался брак по сговору. Это значит, что могли обручить малолетних детей, младенцев и даже малюток, ещё находящихся в материнской утробе. Родители, желающие породниться через много лет, заключали договор и в зависимости от материального положения семьи фиксировали его либо золотыми украшениями, либо обычной зарубкой на люльке. Эта традиция не приветствовалась армянской церковью и впоследствии была запрещена. Священник, который всё же проводил такое венчание, строго наказывался и постепенно брак по сговору в том виде в каком он был, потерял свою актуальность.

Но элементы брака по сговору существуют и в наши дни. Например, спутницу жизни для армянского жениха выбирают его родители, особенно считаясь с мнением матери парня. О приглянувшейся девушке и её семье собирают всю информацию и на семейном совете решают – подойдёт ли эта девушка в жёны их сыну. Приоритетом при выборе считается: крепкое здоровье, трудолюбие, скромность, образование и достойная специальность. Внешние данные рассматриваются не особо, главное, чтобы будущая невестка была хорошей хозяйкой и верной женой. О характере невесты судили по её матери – какая мать, такой и дочь станет.

Свадебные гуляния и обряды

Как правило, армянские свадьбы справляются осенью, после сбора урожая. Главными на свадьбе являются кавор и каворкин – посаженные отец и мать, азаббаши и азаб – брат жениха, он же главный дружок и его помощники. Невесту представляют её брат и сестра. Тамада следит за наполнениями бокалов, провозглашает тосты, устраивает конкурсы и танцы. В зависимости от финансового благосостояния родителей молодожёнов свадьба может длиться от трёх до семи дней и хозяином её считается отец жениха.

До свадьбы и во время её проводят некоторые интересные обряды. Например, обряд предсвадебного купания молодожёнов, который символизирует очищение души. Жениха купают в хлеву его дружки, а невесту дома, её подружки. Купания сопровождаются национальными танцами, песнями и проходят весело и торжественно. Выпечка свадебного хлеба также является армянской традицией. Его пекли и у жениха дома и у невесты. Просеивание муки и замес теста проходили под звуки народных мелодий, люди пели песни и радовались предстоящему событию.

Первый день свадьбы

Армянская свадьба начинается сразу в обоих домах. Жених в сопровождении музыкантов и родственников идёт к дому невесты, ведя за собой украшенного гирляндой из яблок быка. Затем под звуки музыки быка закалывают и, исполняя ритуальный танец, мажут его кровью лоб жениха. Жених, в свою очередь, смазывает свой нож или кинжал бычьей кровью, кладёт его в ножны и достаёт лишь на брачном ложе. По преданию, окровавленный кинжал считается символом плодородия, и его присутствие во время первой брачной ночи будет способствовать укреплению семьи и рождению множества детей.

Представители жениха на подносе приносят невесте её свадебный наряд, невеста же по традиции в это время скромно сидит в уголке за занавесом. Родственники невесты требуют за неё выкуп, и после того как выкуп выплачен, начиналось застолье. Вечером гости расходились по домам, а жених с главным дружком оставался ночевать в доме невесты. В комнате невесты ночевала её подружка.

Второй день свадьбы

На следующий день, под грустную мелодию армянской зурны, подружки облачают невесту в свадебное платье, сшитое из дорогой ткани. Лицо девушки покрывают нежной вуалью. Затем женатый и имеющий детей мужчина выводит невесту к жениху, желает паре крепкого здоровья, семейного счастья и много детей. Далее, начинается процесс венчания, без которого молодожёны не имеют права первой брачной ночи.

Третий день свадьбы

С утра жених с родственниками шёл забирать невесту в свой дом. Отец невесты со словами напутствия передавал девушку в руки зятя, а молодая жена, попрощавшись с родительским домом под грустные песни подружек, прихватив с собой приданое, шла в дом к мужу. Там их встречали родственники мужа, сыпали на них все, что символизирует достаток и благополучие – зерно, орехи, конфеты, деньги. И снова начиналось застолье. Армянский свадебный стол отличается обильными и сытными угощениями, превосходным вином и дорогим коньяком, разнообразными сладостями и фруктами и что немаловажно – остроумными тостами.

Обряды и обычаи после свадьбы

Приданое девушки перевозится в дом мужа после свадьбы, и только через неделю после свадьбы молодую пару может навестить мать молодой жены. Она приносит девушке её повседневную одежду, мыло, полотенце, расчёску и помогает дочери мыть голову. Раньше это обычай соблюдался неукоснительно, сегодня в основном – чисто символически.

Побывав на армянской свадьбе лишь один раз, на всю жизнь останутся воспоминания об этом своеобразном и утончённом обряде, ярко характеризующим всю культуру Армении.