Почему в пассажирском салоне самолёта маленькие иллюминаторы
Фюзеляж самолёта изготовлен из прочного металла, способного выдерживать резкие перепады давления при подъёме с земли на высоту более 10 000 метров. Иллюминаторы больших размеров могли бы снизить общую прочность конструкции, так как заняли бы место металла и нарушили бы непрерывность конструкции фюзеляжа, тем самым ослабив его. Кроме того, конструкция, фиксирующая стекло иллюминаторов, довольно тяжёлая и расположена наверху. Чем больше размер иллюминаторов, тем больше эта конструкция занимает места и соответственно больше весит, а лишний вес, как известно, противоречит законам аэродинамики.
При внезапной разгерметизации небольшой диаметр рамы разбитого иллюминатора дольше сохраняет кислород в салоне самолёта, что позволяет пассажирам дышать, пока пилоты идут на снижение до высоты с нормальным содержанием кислорода в воздухе. Поэтому маленькие иллюминаторы ставят в целях безопасности. В самолёте есть кислородные маски, но они работают лишь несколько минут.
В отличие от иллюминаторов в пассажирском салоне, в кабине лётчиков лобовые стёкла огромные, панорамные, с широким углом обзора. Такие стёкла выдерживают большие перепады давления и удары случайно попавшихся на пути птиц.
Но, не смотря на целесообразность установки маленьких иллюминаторов, корпорация Boeing, совместно с компанией Fokker разработали VIP-самолёт с большими иллюминаторами. И хотя уже найдены технические решения и получены все разрешительные документы, в продажу новая модель VIP-самолёта пока не поступила.